В 2016-2017 учебном году
МО начальных классов работало по теме:
«Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска
разнообразных методов обучения и воспитания в условия обновления содержания образования»
Цель: создание условий для творческой работы, обеспечение единой, воспитательно–образовательной среды для
формирования и развития личности учащегося через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.
Задачи методического объединения учителей начальных классов
на 2016 – 2017 учебный год:
-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;
- продолжить активное внедрение в практику работы всех учителей МО технологий,
направленных на формирование компетентностей обучающихся;
-эффективное использование и развитие ресурсов образовательного процесса, направленных на повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;
- продолжить формирование учебно-познавательных компетенций учащихся;
- создание условий для самореализации и самоутверждения личности учащихся;
-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни;
-формирование творчески работающего коллектива учителей- единомышленников.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение качества образования через урочную и внеклассную работу, привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности.
2. Изучение и внедрение в практику преподавания новых активных методов и технологий, передового опыта учителей района ,области, республики.
3.Повышение уровня педагогического мастерства учителей начальных классов через самообразование и прохождение курсов ПК, участие в семинарах школьного, районного и областного уровня, проведение предметных недель, обобщение ПО.
В начальных классах на конец 2016-2017 учебного года обучалось – 233 учащихся. По итогам
года аттестованы ученики 1-4 классов.
Обучение в классах предшкольной подготовки и в 1-ых классах осуществлялось на основе ГОСО
дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года №292;
- ГОСО начального образования , утвержденного постановлением правительства РК от 25 апреля 2015 года №327;
-ТУП начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016 года №453.
Во 2-4 классах ведётся в соответствии с ГОСО от 23 августа 2012 года №1080
(далее – ГОСО РК 1.4.002-2012),
ТУП дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего
образования, утвержденных Министром образования и науки РК от20 декабря 2012
года №557 и от 8 ноября 2012 года №500 (далее – ТУП) .
С 1 сентября функционирует 10 классов, 2 класса предшкольной подготовки.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО начальных классов была
направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предметам .
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: критическое мышление, групповые методы обучения, дифференцированное обучение, технология личностно-ориентированного обучения, проектная деятельность, технология БиС.
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО учителей начальных классов.
Учителя имеют образование: высшее – 10 человек (83%), среднее специальное- 2.
По стажу педагогической работы:
- до 5 лет – Мацкевич Н.С.
-до 10 лет- 4 учителя –Уалиева Ж.К, Жетписова А.Д., Бейсенбаева С.С. , Рымжанова Ж.К.
- 10 –25 лет –3 учителя - Ельцова Т.В., Францкевич Н.П., Смаилова А.Ж.,Ильяшева А.М
-свыше 25 лет –3 учителя - Науразова Б.К, Ибраимбекова М.К.,Жанабаева К.М.
Первую квалификационную категорию имеет: 4 учителя-Жанабаева К.М., Ельцова Т.В, Смаилова А.Ж., Жетписова А.Д , Ильяшева А.М.
Вторую квалификационную категорию имеют: 3 учителя-Францкевич Н.П, Науразова Б.К. , Уалиева Ж.К.
Без категории- Бейсенбаева С.С., Мацкевич Н.С., Рымжанова Ж.К.
По результатам аттестации за 2016-2017 учебный год учителям Францкевич Н.П. и Науразовой Б.К.
присвоены первые категории, Бейсенбаевой С.С- вторая категория.
Сертифицированные учителя Францкевич Н.П. и Жетписова А.Д работают по программе 3-го (базового) уровня.
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов начального обучения, способных
успешно реализовать поставленные задачи.
Работа МО проводится согласно утвержденному плану.
Методическая работа МО осуществляется при помощи следующих форм:
-утверждение учебно-тематических и индивидуальных планов работы;
- взаимопосещение уроков членов МО;
-организация открытых уроков по темам самообразования;
-изучение нормативной и методической документации по вопросам самообразования;
-организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, внеклассных мероприятий по предметам;
- участие в районных смотрах-конкурсах;
-организация и проведение декады начальных классов;
-укрепление материальной базы учебных кабинетов;
- отчёты о профессиональном самообразовании учителей.
Учителя работают по методическим темам:
№ |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Тема самообразования
|
1 |
Ильяшева Асемгуль Мухамедрахимовна |
«Развитие познавательной активности на уроках» |
2 |
Ельцова Татьяна Валентиновна |
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» |
3 |
Францкевич Наталья Павловна |
«Активные методы обучения как способ повышения познавательной активности учащихся начальных классов» |
4 |
Жетписова Асыл Дастановна |
«Развитие творческих способностей на уроках как способ повышения качества знаний» |
5 |
Жанабаева Клара Мухтаровна |
« Развитие творческих способностей младших школьников через использование игровых технологий на уроках русского языка» |
6 |
Науразова Багдат Кабдулловна |
« Активизация познавательной деятельности младших школьников средством ИКТ» |
7 |
Смаилова Акмарал Женисовна |
« Проблемно-игровые ситуации как средство развития творческих способностей младших школьников» |
8 |
Бейсенбаева Сандугаш Сагиндыковна |
«Развитие познавательных способностей у младших школьников»
|
9 |
Мацкевич Наталья Сергеевна |
« Применение дидактических игр при изучении математики» |
10 |
Уалиева Жулдыз Касеновна |
« Применение нестандартных форм обучения при изучении математики» |
11 |
Ибраимбекова Маруар Камидулловна |
« Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
|
12 |
Рымжанова Жулдуз Казбековна |
« Игра, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» |
Учителями составлены планы работы по самообразованию на 2016 -2017 учебный год. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю
важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями
начальных классов, видятся новые подходы к образовательной деятельности.
Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им
раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний МО, на которых поднимались
следующие вопросы:
·
Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.
·
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »
·
Адаптация учащихся 1-х классов на начало учебного года.
·
«Педагогические подходы к организации учебного процесса в 1-классе»
·
Анализ результатов промежуточных контрольных работ по базовым предметам за 1-ое полугодие.
·
«Современный урок -индивидуальная стратегия профессионального роста» - обмен опытом
·
Организация работы по оцениванию достижений в 1-классе в рамках внедрения системы критериального оценивания» .
·
Отчёты по темам самообразования.
·
Подведение итогов работы методического объединения за 2016-2017учебный год
·
Планирование работы ШМО на 2017-2018 учебный год.
·
Организация летнего отдыха учащихся.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
В период с 27.02 .2017 г. по 11.03 .2017 г. проведена декада учителей начальных классов.
Цель: создание условий для творческой работы, обеспечение единой, воспитательно–образовательной среды для формирования и развития личности учащегося через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.
Проведение предметной недели начальных классов является традиционным в нашей школе . Это
одна из форм организации обучения, которая углубляет, дополняет и повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор.
Неделя начальных классов проводилась согласно плану, утверждённому директором школы.
Проведено 11 открытых уроков и внеклассные мероприятия, а также ученики 1-4 классов приняли участие в конкурсе « Лучший каллиграф» , показали навыки выразительного чтения в конкурсе чтецов « Вестники весны».
В фойе школы была организованы выставки : фотовыставка « Наши мамы самые красивые!» ,
выставка рисунков «Наши мамы самые красивые!», выставка творческих работ «Подарок маме своими руками», работы победителей конкурса
« Лучший каллиграф».
Учителями начальных классов была проведена большая работа по подготовке и проведению предметной недели.
В течение недели были проведены открытые уроки:
Класс |
Учитель |
Урок |
Тема |
4 «Б» |
Бейсенбаева С.С. |
математика |
Закрепление ( Умножение и и деление многозначных чисел) |
4 «Б» |
Бейсенбаева С.С. |
русский язык |
« Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения» |
4 «А» |
Францкевич Н.П |
Литературное чтение |
М. Зощенко « Не надо врать» |
1 «А» |
Жетписова А.Д |
Математика |
« Решение уравнений» |
1 «Б» |
Уалиева Ж.К. |
Естествознание |
«Электричество» |
1 «В» |
Смаилова А.Ж. |
Грамота |
« Герои среди нас » |
1 «Г» |
Мацкевич Н.С. |
Познание мира |
« Золотой человек» |
2 «А» |
Науразова Б.К. |
Познание мира |
« Разнообразие мира животных» |
2 «Б» |
Жанабаева К.М. |
Русский язык |
« Предлог» |
3 «А» |
Ельцова Т.В. |
Литературное чтение |
М. Пришвин « Лягушонок» |
3 «Б» |
Ильяшева А.М. |
математика |
«Устные приёмы умножения и деления 204∙ 2, 408:2» |
Следует отметить, что в течение методической недели педагоги имели возможность побывать на различных по
содержанию, теме, структуре открытых уроках . Проводимые уроки отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Учителя стараются работать творчески. На всех уроках применялись
информационные технологии . Каждый урок соответствовал методической цели, связанной с темой самообразования учителя, темой методического объединения учителей начальных классов.
Наибольший интерес вызвал урок русского языка во 2 Б классе ( учитель Жанабаева К.М) На уроке
учащиеся на основе предложенных проблемных заданий сами формулируют цели и задачи урока ,
продемонстрировали большой объем хорошо усвоенного материала. На уроке
использовано много игровых моментов, которые также помогают легко усваивать материал.
Учащиеся очень активны на уроке, после каждого задания выполняли самооценку, взаимооценку. В конце
урока каждый ребёнок самостоятельно оценил свою деятельность .
Урок выстроен, в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса.
На уроке Уалиевой Ж.К. ( тема урока « Электричество »)
школьники продемонстрировали умение договариваться друг с другом, работать в парах.Для создания проблемной
ситуации на уроке использовались факты из повседневной жизни, практические задания, выполнить которые можно, опираясь на пройденный материал. На уроке была создана атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. С целью организации фронтальной работы с учащимися, наглядного иллюстрирования учебного материала Жулдуз Касеновна применила ИКТ – технологию.
На уроке литературного чтения в 4 «А» классе (учитель Францкевич Н.П.) применялись активные методы обучения- «Мозговой штурм», «Чтение с остановками», «Горячий стул», « Рефлексивный дневник», «Письмо герою».Урок достиг поставленных целей. Учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными
учебными действиями.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса,
повышения заинтересованности учащихся.
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в
деле обучения и воспитания учащихся проведены внеклассные мероприятия и классные часы. С большой
ответственностью отнеслись учителя к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
Использованы различные формы и методы их проведения:
Класс |
Учитель |
Тема |
3-4
|
Ельцова Т.В. |
Конкурс « Көктем аруы» |
2 «А», «Б» |
Жанабаева К.М., Науразова Б.К. |
Праздник « 8 марта- мамин день!» |
1-е классы |
Жетписова А.Д. |
Конкурсная программа « Супер-бабушка» |
1-4 классы |
Францкевич Н.П. |
Конкурс чтецов « Вестники весны!» |
1-4 классы |
Рымжанова Ж.К., Сагадинова М.К. |
Фестиваль театральных постановок на английском языке |
В каждом классе прошли классные часы, посвященные Международному женскому дню 8 марта, с приглашением мам и бабушек.
Конкурс чтецов «Вестники весны» проводился с целью прививать интерес к творчеству писателей;
способствовать развитию навыков выразительного чтения.
Мероприятие прошло в форме путешествия по страничкам весенних месяцев.
Всего прияли участие 15 учащихся 1-4 классов. Ребята прочитали стихотворения русских и казахских
поэтов о весне. Победителями конкурса стали ученица 1»А» класса- Сестраковская
Юстина, ученица 2 «Б» класса Гаврилюк Настя, ученик 3»А» класса- Соломка Кирилл, ученица 4 «Б» класса-
Бельгибаева Аида.
Конкурс завершился показом видеороликов о весне, награждением победителей.
С целью выявления и развития у обучающихся младших классов каллиграфических способностей, прошёл конкурс чистописания « Юный каллиграф».
Ребята старались писать очень красиво, соблюдая все правила каллиграфии . Из лучших работ детей была оформлена выставка. Учащиеся , показавшие успехи в этом конкурсе награждены грамотами. Среди них- Сестраковская Юстина- 1 «А» класс, Кадырова Бибинур 1 «А» класс, Гантимурова Малика -1 «Б» класс, Кравченко Дарья 1»В» класс, Микушина Милана 1»В» класс, Акимбаева Аружан, Гаврилюк Анастасия, Петрухин Вадим, Струминская Доминика, Кумниденова Томирис- ученики 2 «Б» класса, Ли Дарья, Асанбекова Айдана , Абайдильдинова Эльмира, Тырсовой Евгений- ученики 2 «А» класса, Карбаева Камила- ученица 4 «Б» класса, Солаченок Цветана , Жамбыл Адилет- учащиеся 4 «А» класса, Ермурат Лаура- ученица 3 «Б» класса, Малыхина Анфиса, Жумабай Сымбат- ученики 3 «А» класса.
Учителя английского языка Сагадинова М.К. и Рымжанова Ж.К. подготовили фестиваль
театральных постановок , в котором приняли участие ученики 1-4 классов. Была проведена большая подготовительная работа: дети учили роли, репетировали, готовили сценические костюмы. Фестиваль прошел
очень интересно, ребята показали хорошие знания английского языка, артистические умения.
Можно с уверенностью сказать, что «Неделя начальной школы» прошла в атмосфере творчества, сотрудничества школы и родителей и показала высокую результативность работы учителей начальных классов .
По результатам проведения Недели начальной школы можно сделать следующие выводы:
Учителя применяли на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, интерактивные, групповые, методы работы, разнообразные творческие методы.
Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
Учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.
Проведенные мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с
учащимися. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.
Работа с одарёнными и талантливыми детьми проводилась согласно плану.
1. Учителя начальных классов активно внедряют в работу проблемно- исследовательские, проектные и модульные методы обучения, развивая у учащихся творческое и исследовательское мышление: «Проблемно-диалоговое обучение», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Методики развивающего обучения», « Интерактивные методы обучения» , «Технология деятельностного метода»,
ИКТ- технологии, технология управления качеством БиС.
2. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы через проведение школьных олимпиад по предметам , творческих конкурсов с целью выявления одарённых и талантливых детей. В период с 1-3 февраля во 2-4 классах проведена предметная олимпиада.
Олимпиада проводилась с целью: – выявления учащихся с высоким уровнем способностей в разных предметных
областях;
– выявления творческих учащихся, умеющих применять знания в нестандартных ситуациях;
– расширения кругозора детей;
– побуждения учеников искать (анализировать, применять) способы решения, обобщать существенные особенности объектов.
Олимпиада проводилась в 2 тура. Во втором туре олимпиады приняли участие 30 учащихся .
Победители школьного этапа - Кабрашит Альмира – 3 «А» класс, Тайбулат Айтуар-3» «Б» класс, Горбаль Матвей 4 «Б» класс, Жамбыл Адилет 4 «А» класс приняли участие в районной олимпиаде
учащихся начальных классов.
Ученик 4 «А» класса Жамбыл Адилет занял 3-е место по математике, учитель Францкевич Н.П.
Участие школьников конкурсах-играх «Ак бота», «Русский медвежонок», «Кенгуру»,
«Золотое руно» способствует стимулированию учебно-познавательной деятельности, выявлению и поддержке
одаренных детей .
По результатам международного конкурса «Русский медвежонок» ученица 4 «Б» класса Карбаева Камила заняла 1-ое место ( 98 баллов), ученик 4 «А» класса Завадский Дмитрий – 3
место( 82 балла).
В школьном конкурсе научных проектов приняли 5 учащихся начальных классов – Бельгибаева
Аида 4 «Б» класс, Солаченок Цветана 4 «А» класс, Смагулова Сауле 3 «Б» класс, Ахметова Диана 3 «А» класс, Журтабаева Тамилла 3 «А» класс.
По результатам школьного конкурса проектов в районном конкурсе приняли участие :
1. Бельгибаева Аида- 4 «Б» класс- учитель Бейсенбаева С.С
2. Смагулова Сауле- 3 «Б» класс- учитель Ильяшева А.М.
Учащиеся награждены грамотами за участие.
Вывод: продолжить работу с одарёнными и мотивированными учащимися, активизировать
научно-исследовательскую деятельность, привлекая к написанию проектов как можно больше детей.
Вести системную работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам.
В течение года учителя систематически повышают, совершенствуют педагогическое мастерство. Сюда входит: изучение педагогической литературы, периодической печати, посещение семинаров,
взаимопосещение уроков, применение теорий на практике, посещение курсов ПК, обобщение педагогического опыта.
Учителя начальных классов Смаилова А.Ж, Мацкевич Н.С. приняли участие в региональном семинаре учителей начальных классов в г. Степногорске.
Францкевич Н.П, Науразова Б.К., Бейсенбаева С.С. приняли участие в семинаре по технологии управления
качеством БиС, получили сертификаты.
Учителя Францкевич Н.П., Жетписова А.Д, Мацкевич Н.С., Бейсенбаева С.С. приняли участие в дистанционной олимпиаде КИО учителей начальных классов.
Францкевич Н.П. получила диплом за 2-ое место.
Францкевич Н.П. приняла участие в районном этапе вторых Республиканских педагогических чтений , награждена сертификатом за участие.
Жанабаева К.М приняла участие в 7-ой Международной ярмарке социально-педагогических инноваций,
проводимой филиалом АО НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области».Награждена
грамотой ИПК, сертификатом .
Жанабаева Клара Мухтаровна награждена грамотой акима района.
В течение года Мацкевич Н.С. и Жетписова А.Д. приняли участие в цикле семинаров
по обновлению содержания образования в начальных классах , проводимых тренерами ЦПМ г.Кокшетау.
Общие выводы:
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2016 -2017 учебном году целей и задач. Деятельность
учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной.
Состояние качества знаний уч-ся 1-4 классов удовлетворительное, уровень обученности и качества знаний учащихся 1-4 классов в динамике за последние 3 года стабильны .
Анализируя работу МО , хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район и область с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО учителей начальных классов
можно считать:
-увеличение числа участников олимпиад, международных конкурсов ;
-стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся;
-сохранение положительной мотивации учащихся;
-результаты инновационной деятельности педагогов;
-системный подход к анализу и планированию своей деятельности;
-использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
-методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
-среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов;
-активно ведется работа над темами самообразования;
-члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное
участие в жизни школы;
-все заседания МО проведены согласно плану работы, выполнение решений заседаний контролируется,
систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Вывод: работу учителей начальных классов в 2016 -2017 учебном году признать удовлетворительной
.
Проблемы, актуальные в новом учебном году.
В следующем учебном году МО начальных классов начнет работу по теме «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения
и воспитания младшего школьника в рамках обновления содержания образования»
Цель: создание условий для творческой работы, обеспечение единой, воспитательно – образовательной среды для формирования и развития личности учащегося через освоение и внедрение современных педагогических
технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.
Задачи методического объединения учителей начальных классов на 2017 – 2018 учебный год:
-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;
- продолжить активное внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся;
-эффективное использование и развитие ресурсов образовательного процесса, направленных на повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;
- продолжить формирование учебно-познавательных компетенций учащихся;
- создание условий для самореализации и самоутверждения личности учащихся;
-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни;
-формирование творчески работающего коллектива учителей- единомышленников.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества образования через урочную и внеклассную работу, привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности.
2.Изучение и внедрение в практику преподавания новых активных методов и технологий, передового опыта учителей района,области, республики.
3. Повышение уровня педагогического мастерства учителей начальных классов через самообразование и
прохождение курсов ПК, участие в семинарах школьного, районного и областного
уровня, проведение предметных недель,
обобщение ПО.
Руководитель ШМО начальных классов: (Францкевич Н.П.)