Современные информационные и коммуникационные
технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них,
которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
· представлять обучаемому информацию в
различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;
· выдавать большой объем информации по
частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и
статей;
· активизировать процессы восприятия,
мышления, воображения и памяти;
· мобилизовать внимание обучаемого;
· печатать, воспроизводить и
комментировать информацию;
· выходить в мировое информационное
сообщество;
· использовать мировые информационные
ресурсы в учебных целях.
Человек, умело, эффективно владеющий
технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально
иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В
этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
Компетентность – это готовность к
выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть
не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование
определенных компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные
педагогами, с собственными целями учащихся; облегчить труд учителя за счет
постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет
повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике
обеспечить единство учебного и воспитательного процессов; подготовить учеников
к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.
Компетенция есть не что иное, как готовность
действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными,
применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной
ученым А. В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
учебно-познавательные; информационные;
коммуникативные; общекультурные; компетенции личного самосовершенствования;
социальные.
Использование компьютерных технологий на
уроках истории и обществознания позволяет формировать и развивать у учащихся
такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными
познаваемыми объектами.
Информационные компетенции обеспечивают навыки
деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных
предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем
развития у человека коммуникативных умений и навыко.
«Формирование компетенций – это не смена
содержания, а смена технологии обучения» - Е. Я. Коган. Поэтому внедрение
новых информационных технологий – это одно из средств реализации
компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют
изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное
мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации
учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.
В современных условиях главной задачей
образования является не только получение учениками определенной суммы знаний,
но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
В школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации,
выделять главное, обобщать, делать выводы.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках истории вызывает у
обучающихся наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:
большой объем информации; неумение работать с
информацией; отсутствие наглядных пособий по истории; отсутствие таблиц, схем в
учебниках (вся информация текстовая); некоторые темы являются достаточно
сложными;
Из вышесказанного следует, что для более
эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала
информационно-коммуникационная технология.
Применение
информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет
возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к
предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по Всемирной
истории, истории Казахстана и основам обществознания, что, в итоге, ведет к
интенсификации процесса обучения.
Поурочно-тематическое
планирование уроков истории и обществознания в 5-11 классах составляю с учетом
наличия мультимедийных файлов: презентаций, учебных фильмов, учебных предач,
флипчартов, анимационных карт, онлайн уроков,
Как
показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель
способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют
и нацеливают обучающихся на успешные результаты.
В течение
пяти лет широко использую ИКТ на уроках истории, основ обществознания,
правоведения и религиоведения. Практически на каждом уроке используются
возможности интерактивной доски.
В
презентации показываю выигрышные яркие стороны темы, эффектные
иллюстрации, подборки электронных исторических карт, портретов, цитат. На
экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я,
не тратя время на повторение, успеваю донести до учащихся больший объём
учебного материала, провести индивидуальную работу.
1.Работа
с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет
интеграцию различных областей знаний, позволяет ученикам, используя активные
методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
2.В
настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников,
пользоваться ей и создавать ее самостоятельно
На моих
уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
3.Дидактическая ценность использования информационно – коммуникационных
технологий очевидна, т.к. решаются сразу несколько дидактических задачи:
• систематизировать усвоенные знания;
• психологически настроить на урок;
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием компьютера;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению;
• готовить учеников к экзамену, формируя у них общеучебные навыки.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для
интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать
психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического
усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию
личностных качеств обучаемых.
Презентаций
применение
компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя. Этот метод
позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как многие
кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и
т.д. Существует множество мультимедийных обучающих дисков. Используя их можно
подобрать необходимую информацию. Данный приём способствует наилучшему
запоминанию материала. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы,
включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности
(реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид
представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения
новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью
мультимедийного проекционного экрана.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед
традиционным ведением урока:
• возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие
информации;
• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
• иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность
рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и
заинтересовать детей.
учебных фильмов
учебных предач
В
настоящее время формируется рынок специальных программ, созданных для
использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на
уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ
учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете
анимационных
карт
онлайн
уроков
Интернет
можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной
среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории
может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических
источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических
материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно
найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления
образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для
организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью
форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут
успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или
off-line.
Флипчарты
Особенность
использования этого ресурса заключается в том, что преобразованный из
презентации, он может быть отредактирован, изменён прямо во время урока, «на
ходу». Используются возможности «подъёма блоков – частей фраз» по принципу
«правильно–неправильно». Из беспорядочного набора дат, имен, терминов
составляется верное суждение или точный исторический факт. Использую также
возможности «волшебных ячеек». Возможностей масса. Во флипчарт можно из
библиотеки ресурсов интерактивной доски помещать разные пособия –
аппликативные, изобразительные, графические и т.д.
Справедливости ради должена заметить, что качество изображения преобразованных
во флипчарты презентаций несколько хуже.
Использование
ИКТ позволяет:
–
повышение мотивации к обучению учащихся;
– формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во
внеурочной деятельности;
– организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
– развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся.
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как
бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к
нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать
содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно
вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма,
разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при
необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря
мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% (иногда и 50%)
учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о
том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого
качества мел, понятно ли все написанное.
Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым
содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно
теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме
мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку
на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся
ситуацию
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать
предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин
изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и
схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом
существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию,
появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными
объяснениями и примерами.
Анкетирование показало:
а)
необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных
учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в
теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59%
опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к
началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 86%
опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть
навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного
в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
В результате работы можно сделать общие выводы
о возможности применения ИКТ на уроках:
Компьютер действительно обладает достаточно
широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы
учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения
традиционных методов обучения. Использование ИКТ позволяет сочетать новые и
традиционные технологии. Использование ИКТ на уроках дает возможность для
разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание,
повышает творческий потенциал личности. Использование мультимедийного проектора
позволяет более эффективно работать над текстом. ИКТ развивает
самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к
уроку, используя различные источники. Использование тестовых заданий не только
экономит время, расходные материалы, но и дает возможность учащимся самим
оценить свои знания, успешно подготовиться к экзаменам. Применение ИКТ на
уроках истории и обществознания позволяет учащимся в более яркой форме
рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на слайдах и
видеороликах, закреплять материал в интересной форме. Систематичное и
активное использование ИКТ на уроках истории и обществознания приводит к
повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. Поэтому в своей
работе я стараюсь кождый урок истользовать интерактивные технологии.
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС»
1999г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей
истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в
образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. « Учитель». 2002. - № 4. –С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных
Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе
новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные
технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.
8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и
компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 №
6, с. 26.