"Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлемі Жибек жолы ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Жибек жолы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Активные методы обучения в начальной школе как способ повышения познавательной активности школьников

03.04.2017

Активные методы обучения   в начальной школе

как способ повышения познавательной

активности школьников

         Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках  компетентностного  подхода к образованию, обеспечение педагогов

здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях

возросшей индивидуализации образовательного процесса. 

          Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей

познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. 

        Программа  обновления  образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться

в условиях созданной   коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе

осуществления должны реализовываться межпредметные связи.  Кроме перечисленного обязательным является

использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и

своевременное реагирование на потребности учащихся.

          В связи с  чем   проблема активности личности в обучении   не теряет свою  актуальность   и в педагогической науке, и в образовательной практике .

          Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность

обучающихся.  Они строятся в основном на диалоге,  предполагающем свободный обмен

мнениями о путях разрешения той или иной проблемы  и характеризуются высоким уровнем активности

учащихся.

           « Чем активнее мозг, тем больше обучается  человек» -Хэтти(2014) .                 

 

       Активные методы обучения ставят ученика

в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы

наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса.

             Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.

Для повышения активности и разнообразия мыслительной и практической

деятельности обучаемых в процессе освоения знаний  все этапы урока должны включать активные

методы обучения. 

   

   В своём выступлении я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую  на различных этапах  уроков  и как они позволяют мне эффективно решать конкретные задачи  : организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного,

обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока,

рефлексия.  Для каждого этапа урока используются свои активные методы,

позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока

                Нетрадиционное начало урока:

        Цель – эмоциональный настрой на работу,

 установление контакта между учениками. Это может быть эпиграф,

костюмированное появление, видеофрагмент,  ребус, загадка, анаграмма.

Применение элементов кинезиологии  –

психологического настроя на начало урока, различных игр таких  как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся

локтями», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами», «Галерея портретов»

эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить

рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны

коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества

одноклассников

       Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.

Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Солнышко и туча»     позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.   

            Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель:

выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

         Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко,

не уверенные – тучу.

        Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала;

имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать

индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.      В конце урока  каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала

и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

      Оценка результата: преобладание солнышек в конце урока над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.                         

         При организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний уместно использовать активный метод обучения

под названием     

«Корзина идей».

¢ Задаётся вопрос о том, что известно по теме.

¢ Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что

знает по теме (индивидуальная работа).

¢ Происходит обмен информацией в парах или группах.

¢ Каждая группа называет одно сведение или факт,  не

повторяя ранее сказанного.

¢ Все сведения кратко записываются  в «корзине

идей»,  даже если они ошибочны.

         Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.

       Метод

«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

  

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

 

На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить

какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

 Тема «Местоимение».

1.      Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.      В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.      В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.      Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.      Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.      В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся»

местоимение является второстепенным членом.

     На этапе презентации учебного материала требуется проявление творчества и фантазии учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет

усвоена новая тема. Наряду с традиционным рассказом, эмоциональным

представлением нового материала чаще использую активные методы:

«Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн»,

«Пометки на полях» или «Инсерт» и др.

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство

доски разделено на секторы, пронумерованные, 

но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах

темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и

вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение

общего потока полученной информации 

способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно

проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них.

- "Инсерт" или  «Пометки на полях». Он позволяет   ученику

отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он

достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или

специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+   знаю

-    не знаю

?   хочу узнать подробнее

!    узнал новое

 Данный метод

обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,

отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование

маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися

знаниями.

       Метод «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и

возможность дополнить новыми знаниями. Изучив по русскому языку   тему «Имя существительное», с детьми

составили  кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

     

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! 

     

Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «На

линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень

интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»,

«Творческая мастерская»

         Метод «Светофор».

Каждый ученик получает карточки.

Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают

зелёную карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от

решения – жёлтую.  Всякий раз необходимо

предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис

требует обсуждения, учеников просят обосновать их положительную  или отрицательную реакцию. Если дискуссия

угасает, следует переходить к следующему тезису.

   

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.

Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по

автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен

лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит

задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к

вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и

записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по

часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися

записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять

существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий

переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и

добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке,

она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника

группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа

презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует

сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги

работы.

          Метод «Синквейн». Можно использовать на этапе обобщения знаний.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный

материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

        При использовании активных методов обучения нельзя забывать и об играх, способных развивать очень важные психические процессы, такие как внимание, память. Очень нравится моим ученикам игра

«Топ-хлоп».

    Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

     Если выражение верное - дети хлопают, если неправильное - топают.

 Примеры: "        Все существительные отвечают на вопрос кто?".

"Ударение в слове падает всегда на первый слог". "Общая часть

родственных слов называется корнем". Понятно, что чем старше дети, тем

сложнее должны быть понятия.

      Когда я  чувствую, что обучающиеся устали, а

впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о

восстанавливающей силе релаксации на уроке! Ведь иногда нескольких минут

достаточно, чтобы весело и активно расслабиться, восстановить энергию. 

       Активные методы - «физкультминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят мне сделать это, не выходя из класса. 

       На  заключительном этапе урока использую метод рефлексии, через который устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

       Так завершить урок, можно применив такие методы, как «Ромашка»,    «Мудрый совет», «Итоговый круг».

         «Ромашка» - 1. Дети отрывают

лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на

главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной

стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает

вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет

участник, дополняют другие.

           «Мудрый совет» - Группа пишет в конце

урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали

тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

            «Итоговый круг» - Учитель дает

минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают

вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

       Эти методы помогают

эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап

очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что

необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная

связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

       В

заключении урока  для подведения

рефлексии занятия уместно использование активного метода обучения « Дерево

успеха», который дает мне возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием

по теме и впечатления после подведения итогов.

         Использование АМО на  уроке

позволяет:

• обеспечить

положительную мотивацию обучения;

• провести

урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить

высокую степень дифференциации обучения;

• повысить

объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать

контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

         Уроки с использованием методов

активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но

бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.

Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские

игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

          Таким образом, использование методов активного

обучения позволяет мне обеспечить эффективную организацию и последовательное

осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой

заинтересованности и вовлеченности 

обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность;

формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих

ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

   

 

 

Список

литературы

1.    «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро»,

Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

2.    Савин Н. В. Педагогика. «Просвещение» -Москва, 1978 г.

3.     Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006 Яковлев И.М. Методика и техника урока   - Москва, 2003

Просмотров: 457


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст